грудное вскармливание, Кормление подросшего ребенка, Роды. Начало грудного вскармливания., Стиль жизни и грудное вскармливание

Исламские и культурные традиции грудного вскармливания

Грудное вскармливание очень важно для меня по нескольким причинам. Первая из них – моя религия. Как мусульманка, я всегда стараюсь следовать заповедям Ислама, и меня заинтересовало упоминание грудного вскармливания в Коране* (Священное Писание Ислама). Чем больше я читала об Исламе и грудном вскармливании, тем больше противоречивой информации я находила. Я обнаружила, что часто возникает путаница между культурными и религиозными традициями. Как и в любой другой религии, существуют мусульмане, которые строго следуют религиозным предписаниям, описанным в Коране и Сунне [высказывания, обряды и учения Пророка Мухаммеда]. Другие мусульмане относятся к религии более гибко, но могут чувствовать сильное культурное влияние. Поддержка матерей-мусульманок в освоении грудного вскармливания требует понимания различий между религиозной основой грудного вскармливания и культурными традициями, которым следуют некоторые мусульмане.

ВЗГЛЯД НА ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ СО СТОРОНЫ ИСЛАМА

Большинство мусульман рассматривают грудное вскармливание как право ребёнка, данное ему Богом (Аллахом), в соответствии с правилами Шариата (Законов Ислама). Все религиозные законы о грудном вскармливании исходят из Корана и дают родителям некоторую гибкость и право выбора.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ

В соответствии с учениями Корана, матери-мусульманки стараются кормить ребёнка грудью до 2 лет. Это время исчисляется в Исламских месяцах (Лунный Календарь), что составляет примерно 22 дня до исполнения ребёнку 2 лет. Тем не менее, это не строгое предписание, и при согласии обоих родителей ребёнка можно отлучить от груди раньше по веским причинам.

Когда у матерей-мусульманок возникают проблемы с грудным вскармливанием, они часто переживают и боятся, что не смогут достичь цели кормления до двух лет, они также могут испытывать чувство вины. Заверение матерей в том, что они старались изо всех сил, – очень важно и может помочь взглянуть на ситуацию под другим углом. Во многих современных культурах продолжительность грудного вскармливания гораздо короче и часто заканчивается после года.

В мусульманских традициях максимальная продолжительность грудного вскармливания сильно варьируется в соответствии с тем, к какой школе Ислама принадлежит семья. Мнения толкователей Ислама также варьируются, но в основном они сходятся на сроках от 2 до 7 лет. Это означает, что мама может выбрать более плавный подход к отлучению от груди, если ей этого хочется. В некоторых культурах долгокормление порицается. Например, в культурах Индийского субконтинента может быть приемлемо, чтобы девочка дольше находилась на грудном вскармливании, чем мальчик.

ВВОД ПРИКОРМА И ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ГРУДИ

Методы ввода прикорма и отлучения от груди сильно зависят от культурных практик в том или ином регионе, поскольку в Коране нет конкретного упоминания о том, как отлучать от груди.
В бангладешских семьях могут праздновать ввод прикорма в 6 месяцев, когда ребёнку дают 6 крупинок риса. В некоторых африканских мусульманских племенах (культурные верования народов Ха́уса) малышам дают воду наравне с грудным молоком с рождения, и некоторые кормящие сцеживают молозиво, прежде чем начать кормить грудью. Некоторые народы Индии и Пакистана тоже имели такую традицию в прошлом. Среди племенных групп существует большое количество разных традиций. Кроме того, грудное вскармливание во время беременности может показаться странным и неприемлемым в некоторых культурах.
Вновь беременные могут поспешить отлучить своего ребёнка от груди, думая, что это небезопасно или что молоко будет испорчено.

ТАХНИК (АТ-ТАХНИК)

Вскоре после рождения малыша многие мусульманские семьи практикуют религиозную традицию предлактационного кормления, известную как “Тахник”.
Этот обряд описан в Хадисе (высказывания Пророка). Тахник – это практика размягчения финика и втирания небольшого количества в твёрдое нёбо новорожденного чистым пальцем. Это делается, чтобы малыш мог “вкусить сладость”. Иногда вместо финика используют мёд или тростниковый сахар**. Иногда близкий родственник (обычно бабушка или дедушка) исполняет этот обряд и может положить слишком большое количество кашицы, не зная о возможности негативных последствий. Врач, который разбирается в этом обряде, сможет деликатно разъяснить возможные последствия.

РОЛЬ ОТЦА В ИСЛАМЕ

В традиционном Исламе отцы играют важную роль в грудном вскармливании. Многие из их обязанностей упомянуты в Коране. Основные обязанности отца в традиционной мусульманской семье таковы:

Отец обеспечивает моральную поддержку и поощряет грудное вскармливание.
Отец обязан обеспечить питание и одежду кормящей матери.
Отец обязан найти другой источник грудного молока и выплатить щедрую компенсацию, если мать не может кормить грудью сама.
Если отец умирает во время периода грудного вскармливания, расходы по содержанию младенца ложатся на его наследников (обычно это дедушка со стороны отца).
Обсуждение и принятие совместного с матерью решения об отлучении ребёнка от груди не является грехом.

Тот факт, что отец должен быть главным лицом, ответственным за финансы, настолько важен в традиционном Исламе, что, даже если пара разводится, отец в первые два года жизни малыша должен продолжать оплачивать расходы матери и ребёнка, пока ребёнок не будет отлучен от груди.

Несмотря на важность роли отца, во многих культурах отцы не настолько вовлечены в непосредственный уход за ребёнком. Вместо этого матери и малышу помогают родственники, а также часто нанимается помощь на первое время после родов. Совместный сон очень распространен, и во многих культурах в первые несколько недель отец спит в другой комнате.

КОРМИЛИЦЫ И УСЫНОВЛЕНИЕ

Кормилицы были очень распространены в домусульманской Аравии и во времена Пророка Мухаммада. Он сам был вскормлен своей матерью и двумя кормилицами.

Если мать не может кормить грудью, то по обоюдному согласию с отцом нанимается кормилица. Ислам отдает предпочтение кормлению младенцев человеческим грудным молоком, а не животным. Данный аспект исламской культуры утерян во многих западных странах, и многие мусульманские мамы на Западе приобретают смесь вместо того, чтобы рассмотреть вариант кормилицы. Тем не менее, в арабских странах эта традиция до сих пор существует, и многие арабские матери сначала ищут кормилицу среди близких и дальних родственниц. Для более подробной информации о донорстве грудного молока вы можете обратиться к ресурсу ЛЛЛ о донорстве молока.

Дети, которых регулярно кормила грудью одна и та же женщина (3-5 раз или больше) считаются “молочными братьями/сестрами” и не могут жениться друг на друге. Мужчина также не может жениться на своей молочной матери, или женщина – выйти замуж за мужа своей молочной матери.

Мусульмане, усыновившие ребёнка, часто делают все возможное, чтобы кормить его грудью, потому что по законам Исламского Шариата кормление грудью от трёх до пяти или более кормлений, когда малышу ещё нет двух лет, дает усыновлённому ребёнку права кровного ребёнка. Этот ребёнок также получает статус “махрам” (родственник, с которым нельзя вступать в брак, и сексуальные отношения с которым считаются кровосмешением). Для матери-мусульманки, которая носит хиджаб (платок, закрывающий голову, или одежда, полностью закрывающая всё тело и лицо – прим. переводчика), это особенно важно, так как она не обязана покрывать себя перед своим приёмным сыном, когда он достигнет половой зрелости, и это даст ей больше свободы.

НУЖНО ЛИ КОРМЯЩИМ МАТЕРЯМ ПОСТИТЬСЯ ВО ВРЕМЯ РАМАДАНА?

Рамадан – месяц в Исламском календаре, когда мусульмане постятся от восхода до заката. Тем не менее, те, у кого есть серьёзные причины, могут быть освобождены от поста, пока причина не будет устранена. Когда Рамадан приходится на летний период, время поста более длинное, и многие кормящие матери переживают о том, как они будут поститься и кормить грудью. В соответствии с Хадисом беременные и кормящие освобождаются от поста.

Некоторые культуры интерпретируют Хадис очень широко и вообще не постятся, если кормят грудью. В других случаях, и в особенности в арабских странах, матери не постятся, только когда испытывают трудности. Они часто продолжают поститься во время периода грудного вскармливания, если нет негативного влияния на них или малышей. Если они не постятся в положенное время, то затем они “возмещают” пост позже, когда они могут это сделать. Некоторые матери с небольшим перерывом между родами
компенсируют пост после того, как все дети отлучились от груди. В Коране также говорится о том, что вместо поста матери могут выплачивать компенсацию, предоставив бедным по одному приему пищи на каждый пропущенный день поста.

Если вы чувствуете, что можете поститься, очень важно пить больше воды между Ифтаром (прием пищи, прерывающий пост с закатом солнца) и Сухуром (прием пищи перед началом поста на рассвете). А также следите, чтобы ваши Ифтар и Сухур были питательными, и чтобы вы достаточно отдыхали в течение дня.

КОРМЛЕНИЕ НА ПУБЛИКЕ

Очень важный аспект кормления в мусульманских культурах – забота о своей уединённости и скромности во время кормления грудью. Матери-мусульманки могут переживать за то, смогут ли они кормить перед другими, не обнажая свою кожу/грудь. Они также могут находиться под давлением со стороны мужа и родственников, требующих прикрываться на людях. В некоторых культурах матери чувствуют себя некомфортно, кормя грудью публично, даже если кожа не видна.

В первые дни после родов, если семья большая и гости часто посещают молодую маму, это может привести к проблемам с грудным вскармливанием, так как ей необходимо уделить время и силы освоению прикладывания к груди и поз для кормления. Практически невозможно кормить новорождённого грудью, не обнажая кожу; и, к сожалению, для многих мусульманских семей это может представлять такую трудность, что кормление из бутылочки кажется более легким вариантом.
(Примечание редактора: лучше грудь!)

Когда грудное вскармливание налаживается, прикрываться становится проще. Существует огромное количество накидок для кормления, или, если вы носите хиджаб, он также может быть достаточно просторным для прикрывания на публике. “Незаметное” кормление может быть проблематичным, когда ребёнок абсолютно отказывается быть прикрытым. В такой ситуации помогает ношение свободных рубашек для кормления.

Ещё одна проблема возникает, если вокруг есть мужчины. Многие стесняются кормить в присутствии мужчин (в том числе махрамов), даже если ничего не видно и малыш хорошо прикрыт. В некоторых культурах табуировано произнесение фразы “грудное вскармливание” в присутствии мужчин.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЕДА ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА МОЛОКА

Некоторым кормящим советуют употреблять в пищу чёрный тмин, который также известен как “благословенное семя”. Это очень важное растение для мусульман, так как считается, что оно потенциально лечит большинство болезней. Многие мусульмане употребляют его для улучшения здоровья (но его нельзя принимать во время беременности). Чёрный тмин*** считается растительным лактогонным средством.

Многие мамы-мусульманки также употребляют финики во время родов и после родов. В Коране описано, как Марьям рекомендовали финики во время рождения Исы.

В финиках содержится большое количество сахара, который дает приток энергии, что очень важно после утомительных родов. Финики содержат много витаминов и минералов, включая железо, а также большое количество клетчатки. В них также содержатся элементы со свойствами, похожими на окситоцин, что важно для появления приливов молока.

В египетской культуре матерям дают «мугхаат», представляющий собой особую смесь порошкообразных семян пажитника с орехами, обжаренными в сливочном масле и сахаре, для увеличения количества молока. После родов также рекомендуют есть много бульонов и супов.
В некоторых африканских культурах грудь матери натирают определенными травами, и в некоторых регионах придерживаются особого рациона первые 40 дней. Употребление чили (острый перец – прим. переводчика) обычно ограничено, но в одном африканском племени считается, что мать должна есть много чили, чтобы увеличить количество молока.
Опять же, традиции варьируются в зависимости от культуры. Бангладешским кормящим ограничивают количество воды в первые несколько дней после родов, так как считается, что это приведет к отечности, но в соседних культурах кормящим дают много воды. Пакистанским кормящим матерям обычно также дают блюдо или напиток, содержащий семена пажитника, с целью улучшения лактации.

Существует много разных подходов к грудному вскармливанию у мусульманских семей из разных культур. Хотя эта статья не является исчерпывающей, мы надеемся, что она будет полезна для поддержки матерей-мусульманок.

* Коран – название Священной Книги мусульман на русском языке

** В мёде содержатся споры бактерии, которая может вызывать младенческий ботулизм. Это очень серьёзная болезнь. Организации здравоохранения не рекомендуют давать мёд детям до 12 месяцев.

*** В приложении Lactmed упоминается, что, хотя чёрный тмин может использоваться в пищу как лактогонное средство, нет достаточных научных подтверждений его эффективности.

Оригинал https://www.llli.org/islamic-cultural-practices-breastfeeding-2/
Автор SHAHEDA YESHMIN, CLAPHAM, GREAT BRITAIN
Переводчик Варя Кару
Редакторы Кристина Варго, Ада Торчинова, Мария Сорокина
Корректор Софья Трошина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *