Роды. Начало грудного вскармливания.

Особенности первого года жизни ребенка на грудном вскармливании

Наталия Арслантюрк, Лидер Ла Лече Лиги. Редакция Наталии Гербеда-Вилсон

lenaolesyaЧасто матери детей на полном грудном вскармливании замечают, что развитие и поведение их детей отличается от детей на искусственном вскармливании. Нормы развития и роста, используемые врачами, были составлены основываясь на наблюдениях за детьми на искусственном вскармливании, поэтому совсем не подходят для детей на полном грудном вскармливании.  Несоответствие неподходящих для грудных детей стандартов побуждают матерей необоснованно вводить смесь либо ранний прикорм, или даже вовсе отлучать от груди для перевода на «взрослую» еду. Этому способствует также и отсутствие понимания того, сколько ребенок высосал грудного молока, и как определить, хватает ли ему молока для роста и развития. Так как грудь уже не нагрубает после становления лактации, некоторые матери начинают думать, что молоко заканчивается и делают упор на вводе прикорма в больших, чем это необходимо ребенку, количествах.

В данной статье мы попытаемся рассмотреть особенности набора веса, характерные для детей первого года жизни на грудном вскармливании; признаки, которые помогают удостовериться, что грудного молока  достаточно для роста и развития, а также развеять некоторые заблуждения, из-за которых матери ошибочно думают, что у них не хватает молока.

Для многих родителей самый очевидный признак получения достаточного питания – это увеличение веса. Причем после быстрого набора веса в первые 4 месяца мать, как правило, не готова к тому, что скорость набора веса замедлится. Если у матери нет никаких других признаков достаточности молока (о них мы поговорим ниже), мать оказывается обескуражена «незначительной» прибавкой, и зачастую, может подумать о раннем вводе прикорма. А это в свою очередь может привести к еще большему снижению веса, а также действительно привести к уменьшению количества молока у матери в случаях, когда прикорм вводится не в дополнение к, а вместо кормления грудью. Помимо этого уменьшение доли грудного молока в питании ребенка значительно ухудшает качество его питания. Вопреки ожиданиям матери, введение прикорма плохо сказывается на росте и развитии ребенка.

Показатели роста и веса матери обычно узнают при очередном посещении педиатра.   Но есть простые методы, которые помогут матери удостовериться и поверить в то, что ребенок высасывает достаточно молока.  помогающие матери ориентироваться в достаточности кормлений. До середины первого года жизни, пока не начат прикорм, важными признаками будут являться частота прикладываний, количество мочеиспусканий и стула, а также общее состояние ребенка, его настроение и поведение.

Нормы мочеиспускания

Приведенные ниже данные верны как показатель того, что ребенок высасывает достаточно молока из груди, только в случае, если ребенка не допаивают водой и не докармливают донорским молоком или искусственным заменителем грудного молока.  В первые дни всего лишь 1-2 подгузника за сутки. Сначала совсем мало заметно, что ребенок помочился. По мере того, как приходит молоко, и ребенок высасывает больше, вес подгузника будет увеличиваться.

На 4-5 день, после «прихода» молока, норма за сутки будет составлять 5-6 многоразовых подгузников.

После 6 недель – количество подгузников за сутки снижается и составляет 4-5 многоразовых подгузника.

Очень важно учитывать, что современные многоразовые подгузники впитывают в себя значительное количество жидкости. В зависимости от марки и даже от того, в какой или для какой страны производится та или иная марка подгузников, наполненность подгузников может сильно отличаться. В первые дни после рождения для более точного учета мочеиспусканий рекомендуется менять подгузники перед каждым кормлением, не дожидаясь, пока ребенок пописает туда несколько раз.  Важно понимать, что количество подгузников не является показателем количества мочеиспусканий, т.к. ребенок может помочиться в один и тот же подгузник несколько раз.  Если вам трудно понять помочился ребенок или нет, подкладывайте бумажную салфетку в памперс, чтобы точно знать, пописал малыш или нет. Если же важен точный учет мочеиспусканий, используйте тряпичные подгузники или пеленки, чтобы точно знать, сколько раз в сутки ребенок пописал.  Моча ребенка должна быть цвета соломы, светло-желтая, не концентрированная, без сильного запаха.

Нормы стула

В первые дни стул новорожденного темного, почти черного цвета – это меконий, При условии полного грудного вскармливания стул постепенно становиться зеленоватым, а на 5 день желтым либо желто-зеленым, пюреобразной консистенции, без неприятного запаха.

Частота стула при налаженном грудном вскармливании будет состовлять 3-4 раза за сутки, размер одного испражнения примерно 2,5 см либо более.

После 3-6 недель частота стула может снижаться до одного раза в день, или даже несколько дней ( в 7-10 дней). Это нормально при условии хорошего набора веса. Многие дети сохраняют эту частоту стула до начала прикорма.

Для составления правильного представления о том, что ребенок нормально растет и развивается кроме веса необходимо также ориентироваться на количество мочеиспусканий и стула в сутки, увеличение роста и окружности головы. Вес в первый год жизни может увеличиваться скачкообразно, замедлиться в связи с болезнью ребенка или повышенной активностью малыша. Поэтому только вес не может считаться безусловным показателем того, что ребенку достаточно грудного молока.

Набор веса и рост

О наборе веса в первые недели новорожденного вы можете ознакомиться в статье «Первые недели кормления. Памятка для матерей». Мы же приведем характерные показатели для первого года жизни. Хочется особо заметить, что данные о росте детей собраны на детях, рожденных в больничных условиях.  Место родов влияет на состояние и поведение ребенка, а значит и на кормление грудью. Режим жизни в роддоме может сформировать особые ожидания матери о том, как часто надо кормить, как долго давать ребенку сосать. В целом, роды в больнице запускают определенную траекторию поведения матери и ребенка, связанные с кормлением. Это поведение может влиять на рост и развитие ребенка в течение всего первого года жизни.  Помимо этого, большинство исследований не указывает давали ли ребенку грудь в ответ на признаки готовности к сосанию или же кормили по режиму минимальное число раз, рекомендуемое для грудных детей.  Учитывая вышесказанное, приведенные данные о росте детей на грудном вскармливании служат всего лишь усредненным ориентиром и одним, но не единственным показателем того, что ребенок высасывает достаточно молока. Помните, что графики роста являются лишь отражением того, как растут дети в целом. Эти данные не могут применяться вслепую к каждому конкретному ребенку.

В первые дни после рождения дети теряют до 10% веса при рождении.  Потеря в весе в 5-7% считается нормальной. Большая потеря тоже может быть вариантом нормы, но при этом требует более пристального внимания к процессу грудного вскармливания.  Грудные дети начинают набирать вес после прихода молока.  Прибавка считается от самого нижнего веса, который может быть и на второй, и на пятый день жизни ребенка.

Раньше считалось, что средняя прибавка в весе в первые 3-4 месяца, типичная для детей на полном грудном вскармливании – 170 грамм в неделю, хотя и прибавка в 113-142 гр. в неделю считается допустимой в некоторых случаях. С 4 го месяца прибавки в весе начинают снижаться и составляют 113-142 грамма в неделю в период 4-6 месяцев и 57-113 грамм в неделю с 6 до 12 месяцев.

По последним данным Всемирной организации здравоохранения, средняя прибавка в весе у грудных детей в первые 2-3 месяца жизни составляет 245 грамма в неделю.

Во время первого года жизни увеличение роста и окружность головы также является важным показателем. В течение первых шести месяцев рост увеличивается как правило на 2,5 см. в месяц, а окружность головы на 1,27 см. в месяц. После шести месяцев рост увеличивается в среднем на 1,25 см. в месяц, а окружность головы на 64 мм. в месяц.

Обычно ребенок на грудном вскармливании удваивает свой вес к 5-6 месяцам, а к году вес обычно составляет 2,5  веса при рождении. Рост увеличивается на 50%, а окружность головы на 33%.

Ложные выводы о нехватке молока

Иногда матери начинают необоснованно думать о нехватке молока, ориентируясь на изменения в груди либо поведении ребенка:

  • Ребенок сосет слишком часто. Многие дети испытывают сильную потребность в сосании или нуждаются в более частом общении с матерью. Если ребенок сосет эффективно, то частые прикладывания не свидетельствуют о нехватке молока.
  • Ребенок выглядит голодным практически через час после кормления. Грудное молоко усваивается гораздо быстрее, чем смесь, и создает меньшую нагрузку на неразвитую пищеварительную систему ребенка, поэтому ребенок на грудном вскармливании нуждается в более частых кормлениях, чем ребенок на исскуственном вскармливании.
  • Ребенок сосет чаще или дольше, чем раньше.   Дети, которые были очень сонными в период новорожденности, часто «просыпаются» примерно на второй-третьей неделе жизни и начинают сосать чаще. Для детей также характерны скачки роста (обычно в возрасте около двух-трех недель, шести недель, трех месяцев, и т.д.). В эти периоды дети сосут грудь чаще, чтобы насосать больше молока.
  • Ребенок сосет меньше, чем раньше.. Иногда ребенок сосал минут 45-50, а потом вдруг стал сосать 5-10 минут.  Возможно ребенок вырос и стал высасывать большее количество молока за меньшее время. При достаточной частоте мочеиспусканий и стула, хорошем наборе веса, это нормально.
  • Ребенок беспокоится, плачет или нервничает. Многие дети капризничают в течении дня, часто даже в одно и тоже время суток. Некоторые дети плачут больше, некоторые меньше. Дети беспокоятся по разным причинам, необязательно от голода. Какая бы ни была причина, легче всего приложить ребенка к груди. В большинстве случаев это успокаивает ребенка.
  • Молоко из груди подтекает мало или не подтекает совсем. Подтекание молока никак не связано с количеством молока у матери. Если молоко подтекает сначала или несколько месяцев, по мере налаживания грудного вскармливания, грудь перестает подтекать.
  • Грудь матери становиться мягкой. Если мать кормит часто, у нее не переполняется и не нагрубает грудь, а значит грудь остается мягкой. Когда количество вырабатываемого молока соответствует нуждам ребенка, излишки молока не распирают грудь.
  • Мать никода не чувствует «приливов» молока или они не такие сильные, как раньше . Некоторые матери вообще не чувствуют «прилив» молока, но могут распознать его гляда на ребенка, когда сосание перемежается активным глотанием.
  • Взвешивания ребенка до и после кормления, согласно которым мать делает вывод, что ребенок не получил достаточно молока. Домашние весы обычно плохо откалиброваны, чтобы быть точным показателем того, сколько молока высосал ребенка.  Исследования показывают, что контрольные взвешивания без веских оснований приводят к необоснованному докорму искусственными заменителями грудного молока и отказу от грудного вскармливания.
  • Ребенок охотно сосет бутылку после кормления. Многие дети сосут бутылку, даже если они сыты. У детей высокая потребность в сосании, поэтому они сосут все, что попадает им в рот.  Это не является признаком того, что ребенок не высасывает молоко из груди.
  • Мать не может сцедить много молока. Сцеживание – это навык, которому необходимо учиться.  Количество сцеживаемого молока увеличивается с практикой и умением матери вызвать «прилив» молока во время сцеживания. Эффективность сцеживания может также зависеть от вида молокоотсоса. Количество сцеживаемого молока не показатель его выработки у матери.

Прикорм и допой

Одно из самых важных событий первого года малыша – это начало прикорма. В наше время существует заблуждение, что прикорм необходим ребенку в связи с тем, что молока ему уже недостаточно, что количество молока снижается. Следовательно, прикорм вводиться с целью увеличить прибавку веса, замещая собой столь необходимое ребенку кормление грудью.

Грудное молоко является основным источник питания детей первого года жизни. Когда ребенок начинает набирать меньше веса между 4-6 месяцами жизни, важно помнить, что такое замедление нормально и физиологично и не является причиной для введения прикорма. Важно продолжать часто кормить в ответ на поведение ребенка, нежели вводить прикорм.  Ранее введение прикорма ухудшает качество питания, особенно, если прикорм вводится как замена грудному вскармливанию.

Ребенок на полном грудном вскармливании не нуждается в допаивании водой, чаями, компотами либо фруктовым соком как минимум до середины первого года жизни. Грудное молоко обеспечивает всю потребность ребенка в жидкости. Одновременно с введением прикорма, рекомендуется начать предлагать ребенку воду из обыкновенной чашки. Не рекомендуется давать ребенку сок, т.к. в нем нет никаких питательных вещест, только пустые калории от натурального или даже добавленного сахара. Регулярное допаивание в значительных объемах может быть причиной плохого набора веса.

С началом ввода прикорма, вплоть до конца первого года жизни, сначала следует давать грудь, а только потом предлагать прикорм. Таким образом ребенок получит все необходимое для роста и развития из грудного молока и попробует разнообразную новую еду

Не все дети готовы к введению прикорма в одно и тоже время. Если ребенок отвергает предложенную еду, выждите неделю или две, и предложите какой-то другой продукт. Детям старше шести месяцев уже не нужно давать пищу, перемолотую в пюре. В таком возрасте они любят еду, которую можно взять в руки и есть самостоятельно.

Необходимо помнить, что в первый год жизни основной источник питательных веществ – грудное молоко.

Особенности сна ребенка на грудном вскармливании в первый год жизни

Западное общество уделяет большое значение тому, чтобы ребенок спал всю ночь примерно с 4 месяцев жизни, и сосал грудь не чаще, чем раз в 3-4 часа в течении дня. Распространение западной культуры по всему миру заразило подобными идеями и родителей в незападных культурах, где традиционно преобладают другие представления о поведении маленьких детей.  Современные научные данные на Западе появились в результате наблюдений и исследований детей, которых почти с рождения или с самого рождения кормили только искусственными заменителями грудного молока, а также спали в отдельных от матерей комнатах. Эти данные невозможно перенести на грудных детей.  Большинство детей на грудном вскармливании сосут грудь намного чаще, чем дети на искусственном вскармливании. Если ребенок на полном грудном вскармливании спит подолгу и днем и ночью, матери следует обратить особое внимание на частоту кормлений. В первые две-три недели рекомендуется будить новорожденных детей, если они сами не просыпаются на кормления. С более старшими детьми, если ребенок много спит и при этом плохо набирает вес, следует и далее будить его для кормлений ночью. Если мать заметила, что у нее стало меньше молока, рекомендуется увеличить число прикладываний в сутки.

Какие особенности сна у детей на полном грудном вскармливании? Грудные дети спят по разному, но обычно средний грудничок спит небольшими урывками, постепенно увеличивая отрезки сна по мере взросления и роста мозга.  Считается допустимым, чтобы ребенок беспробудно спал 4-5 часов один раз в сутки.  Исследования детского сна тоже основывались на наблюдениях за искусственниками, поэтому особенно важно следить за своим малышом, а также беседовать с другими мамами именно грудных детей, чтобы составить более реалистичное представление о том, как спят дети. Если у вас родился здоровый доношенный малыш, и вы кормите его грудью, считайте, что то, как спит ваш ребенок и есть норма.  Следите, чтобы ребенок сосал грудь минимум 10-12 раз в сутки.

Грудные дети сосут и днем, и ночью.  Длительные ночные перерывы в 5-6 часов между кормлениями приводят к нагрубанию груди, а это подавляет выработку молока, приводит к лактостазам и маститам. Ребенку трудно взять переполненную грудь. Исследования показывают, что совместный сон способствует гармоничному сну матери и ребенка. Раздельный сон ухудшает качество, продолжительность сна и удовлетворенность сном у матери.

Введение прикорма не влияет на продолжительность или глубину сна. Исследования показали, что нет никакой разницы в продолжительности ночного сна между детьми, которых докармливают, и детьми на полном грудном вскармливании.

В культурах, где легко и долго кормят грудью, матери обычно спят вместе с детьми. Совместный сон способствует беспроблемному грудному вскармливанию.  Родители грудных детей знают, что дети часто и по-многу сосут ночью, поэтому обустраивают свою жизнь, в том числе и ночной сон так, чтобы беспрепятственно кормить грудью. Реалистичные ожидания о поведении и сне грудных детей создают определенный настрой у родителей.  Ребенок, который просыпается ночью, просто не доставляет никаких неудобств, потому что родители к этому готовы.

В западных культурах проблема детского сна одна из самых острых, судя по количеству книг о том, как научить детей спать.  На Западе стандартом является искусственное вскармливание, и представления и ожидания о том, как ведут себя дети, скорее отражают желания родителей. Родители хотят, чтобы их дети спали всю ночь, желательно в отдельной комнате. Сегодня врачи все больше отходят от этих рекомендаций, т.к. исследования показывают, что одиночный сон и искусственное вскармливания являются двумя независимыми факторами риска внезапной детской смертности. Естественно, что когда ребенок не соответсвует желаниям родителей, родители нервничают, раздражаются.  Формирование реалистичных ожиданий и общение с другими родителями грудных детей помогают наладить внутреннее состояние родителей, которые стараются подогнать ребенка под невозможные ожидания.

Заключение

Существует огромное количество устаревших данных, которые до сих пор применяются в медицине в отношении грудных детей. В последнее время такие организации как ВОЗ и ЮНИСЕФ внедряют новые рекомендации, в основу которых ложатся данные об именно грудных детях, т.е. детях на грудном вскармливании.  Просветительская деятельность с врачами и медработниками со временем уменьшит разногласия между стандартами и реальными потребностями детей на грудном вскармливании. Если рекомендации педиатра по поводу введения прикорма, введения смеси в дополнение к грудному вскармливанию либо изменению режима ночных кормлений отличается от рекомендованных, обсудите с ним данные исследований и рекомендации ВОЗ по нужному вопросу, а также уточните, что врач имеет дело с именно грудным ребенком, а не искусственником.  Дружелюбный диалог и сотрудничество в врачом позволит учесть потебности именно вашего малыша.

Библиография

Mohrbacher N., Stock J. Breastfeeding Answer Book, Third Revised Edition, January 2003, La Leche League International, Schaumburg, Illinois.

Mohrbacher N. Breastfeeding Answers Made Simple. Amarillo, TX: Hale Publishing, 2010.

Womanly Art of Breastfeeding, 6th ed. La Leche League International, 1997

World Health Organization. The WHO Child Growth Standards.

Sears, W. and Sears, M. “The Baby Book”