Роды. Начало грудного вскармливания.

Путешествие в мир прикладывания к груди

Дайен Виссингер MS, IBCLC

Вступление. Эта статья была написана для ведущих встреч Ла Лече Лиги, специально обученных консультантов, которые помогают кормить другим матерям.  Несмотря на это, отдельные части статьи могут быть полезны и маме, которая налаживает кормление. Обязательно сделайте себе сытный толстый бутерброд перед тем, как начнёте читать статью.  Если вы еще не родили, возьмите любую куклу размером с новорожденного малыша, и потренируйтесь с куклой.  Вас уже можно поздравить с рождением малыша?  Тогда хватайте его в охапку и пробуйте прямо с ним учиться кормить!

Как все начиналось.  Научиться кормить – нелёгкое дело.  Иногда уходит несколько недель, чтобы научиться правильно прикладывать ребёнка к груди.  А уж научиться объяснять другой женщине, как прикладывать к груди, может занять ещё дольше!  Моё путешествие в мир захвата груди началось с рождением второго ребёнка. Несколько недель подряд мы вместе учились – я прикладывать к груди, а малыш сосать. Я держала его животиком к моему животу, как показывали обучающие фильмы и статьи того времени, и не чувствовала той боли, которая мучила меня, когда я кормила первенца (его я держала так, чтобы он лежал на спинке, повернув ко мне голову). Однако иногда малыш вертел головой из стороны в сторону, как бы спрашивая “Где же грудь?” – и приводя меня в отчаяние. “Вот же она, прямо перед твоим ротиком!” – говорила я, не понимая, как он может не видеть. В конце концов мы всему научились, но если бы меня попросили описать, чему мы научились, я бы не смогла объяснить это словами.

Некоторое время спустя у одной мамы не заладилось кормление, и я помогала ей приложить малыша к груди. Со стороны мне было ясно видно, что у женщины не получится приложить ребёнка к груди так, как она это делает.  Я стояла рядом и двигала нижней челюстью вверх и вниз, пытаясь объяснить необъяснимое – как именно надо прикладывать ребёнка к груди.  В конце концов, я обняла женщину сзади, взяла её грудь, ребёнка и приложила малыша к груди его матери.  И снова, как и после рождения моего сына, у меня не хватало слов описать то, что видели мои глаза и делало мое тело.

В те далекие дни я точно знала, что ребёнок должен сосать грудь с широко открытым ртом.  В одной из книг по кормлению мне попались две чёткие картинки, которые хорошо показывали разницу между жеманно поджатыми губками при сосании бутылки и широко-широко открытым ртом хорошо приложенного к груди ребёнка.  Когда я шла помогать очередной маме, я всегда захватывала эту книгу с собой, чтобы показать, к чему нам надо стремиться, прикладывая малыша к груди.  Но как заставить ребёнка широко открыть рот?  На этот вопрос у меня всё ещё не было ответа.

Техника захвата груди по аналогии с бутербродом (метод «бутерброда»).  Теория.  Несколько лет спустя я зашла в закусочную, где все люди ели огромные гамбургеры.  «Эврика!»  В одну секунду меня осенило, что дети едят точно так же, как и взрослые.  Во время еды верхняя челюсть остается неподвижной, в то время как еда кладется на нижнюю челюсть.  Все люди в ресторане держали гамбургеры вполне определённым образом – большие пальцы придерживали бутерброд снизу как можно дальше ото рта, при этом указательные пальцы лежали где попало.  Иногда указательные пальцы лежали совсем близко к верхней губе, сжимая бутерброд, чтобы его было легче запихнуть в рот.  Во время откусывания «работает только и исключительно нижняя челюсть!»  Мы не держим гамбургер верхушкой к лицу.  Если повернуть бутерброд верхом к себе, у вас не получится укусить его нижней челюстью.  Мы не держим бутерброд краями к потолку и полу – так бутерброд повернут вообще неправильно, и у вас не получится откусить от него даже полкрошки.  И мы не держим бутерброд строго напротив рта. Так не выйдет отхватить кусок побольше.

Когда вы кусаете гамбургер, снизу вы ставите большие пальцы так, чтобы они не мешали вам откусить. Затем вы кладёте значительную часть бутерброда на нижнюю челюсть и вставляете (“вкатываете”) его в рот таким образом, чтобы верхняя челюсть приземлилась сверху. Подталкиваем указательными пальцами – и во рту большой кусок!

А что делать, если вам (назовем вас «помощником») нужно накормить кого-то (для простоты объяснения это будет «едок») бутербродом?  Что делать?  «Помощник» должен взять бутерброд в руки так, чтобы он был расположен горизонтально, слева направо, в той же плоскости, что и губы едока. Чтобы откусить кусок побольше, «едоку» лучше приблизиться к бутерброду немного снизу, так, чтобы его нос оказался примерно на одном уровне с бутербродом. При этом голова «едока» слегка откинута назад, подбородок поднят по направлению к нижней части бутерброда. (Попробуйте быстро с силой вдохнуть.  Во время вдоха голова откидывается немного назад.  Ещё одна аналогия – вспомните, как люди читают сквозь очки с двойными стеклами – слегка закинув голову.)  Затем «едок» приземлит нижнюю челюсть на нижнюю часть бутерброда, и только потом менее важную верхнюю челюсть на верхнюю.

1. Буква C

Метод «бутерброда» и поддержка груди.  «Хорошо!», – скажете вы. «Но какое это имеет отношение к кормлению грудью?» «Самое прямое», – отвечу вам я.  Вот например, когда мать сжимает грудь захватом в форме буквы «С» (илл.1), её грудь становится похожа на положение бутерброда, который собирается укусить человек в вертикальном положении. Логично?  А как часто держат ребенка во время кормления?  Правильно, горизонтально.  Значит, когда вы едите сидя, бутерброд находится в т.н. захвате буквой «С» (прим. переводчика. Посмотрите на положение руки, которая держит

2. Буква U

бутерброд, и какую букву это напоминает).  А теперь прилягте на бок.  Как вы будете держать бутерброд, если бы вам нужно было откусить его лежа на боку?  Держать его параллельно кровати бессмысленно, вы не сможете его откусить! Значит, ребёнку, который лежит на боку, нужен другой захват – буквой «U» (илл.2). После всех этих открытий, я стала обращать внимание на то, как расположен рот ребёнка, и объяснять мамам, в какую сторону им надо сплющивать грудь: в том же направлении, что и рот ребёнка.  Во время использования любого захвата груди, «С» или «U», палец, который приходится на нижнюю челюсть ребёнка, должен быть чуть отодвинут, чтобы ребёнку осталось место захватить грудь нижней челюстью; а палец, который приходится на верхнюю челюсть, кладётся параллельно верхней губе ребёнка.

3. Асимметричное прикладывание

Асимметричный захват груди.  Вскоре после революционного открытия, как правильно откусить бутерброд, мне в руки попалась книга британской акушерки Хлои Фишер, посвящённая особенностям правильного прикладывания.  Хитрость хорошего прикладывания заключалась в том, чтобы нижняя губа ребёнка глубже захватывала грудь, чем верхняя губа.  По сути дела, голова малыша оказывается в положении нюхания (вспомните, как мы делали интенсивный вдох), при этом нос ребёнка почти не касается груди.  Подбородок малыша выдвинут вперёд, а не прижат к груди.  Над верхней губой видно больше ареолы, чем под нижней губой. Рот ребёнка оказывается смещённым от центра соска.  Это называется асимметричный захват груди –  нижняя рабочая челюсть захватывает значительную часть груди (илл.3).

Не трогайте голову ребёнка! На фотографиях в книге большинство матерей, которые кормят в позиции «колыбелька», держат головы детей на предплечье, а не на сгибе локтя.  В положении «перекрёстная колыбелька» рука матери поддерживает детские плечи и шею.  «Не давите на голову малыша», – советует Кэтлин Ауэрбах, лидер ЛЛЛ и опытная консультант по лактации.  На одной из конференций она наглядно продемонстрировала, почему не нужно трогать голову ребёнка во время кормления – Ауэрбах нажала на голову девятимесячного ребёнка, когда он сосал грудь.  Ребёнок заплакал и тут же бросил грудь. «Если опытный в сосании ребёнок бросил грудь при надавливании на голову, неопытный новорождённый и подавно не станет брать грудь, если мать держит его за голову».

Эксперименты с шариками с водой.  Мое «путешествие» в мир захвата груди продолжалось.  Я решила сымитировать эксперимент с настоящими детьми и грудью.  Я накрасила губы помадой и стала пробовать сосать наполненный водой воздушный шарик.  Для начала я направила «сосок» шарика в центр рта; на шарике остался симпатичный кругловатый отпечаток на равном расстоянии от «соска».  Потом я решила подойти к «груди»-шарику как к гамбургеру: я запрокинула голову в нюхательную позицию, нос неподалеку от «соска», и положила нижнюю челюсть на шарик, а только потом опустила верхнюю.  На шарике остался огромный отпечаток.  Нижняя губа оказалась очень далеко от «соска», а значит я смогу надавливать на грудь языком, «высасывая молоко» и не натирая во время сосания «сосок».  Я повторила эксперимент с другим лидером ЛЛЛ.  Результаты подтвердились. Нас, взрослых женщин, захватывающих ртом шарики, потрясло, насколько глубже рот захватывал шарик при изменении подхода. Разница для ребёнка, захватывающего грудь, должна быть ещё больше! (Если вы хотите провести свой эксперимент, возьмите качественный шарик для гелия.  Наполните его водой так, чтобы он был похож на грудь. Оставьте небольшой пиптик-пупырышек как «сосок».  Хорошо помойте шарик снаружи, чтобы смыть латексное покрытие).

4. Неглубокое прикладывание (90°)

Угол рта при захвате груди.  Кэй Хувер, еще одна консультант по лактации и лидер ЛЛЛ, замерила углы захвата груди на фотографиях с хорошим и болезненным прикладыванием (Hoover 1996). Оказалось, что у детей, которые висят на кончике соска, угол рта составляет 90° (илл.4).  У детей, которые захватили грудь глубоко в рот, угол рта получается между 130° -150° (илл.5).  Однако, я заметила, что если очень маленький и голодный ребёнок хорошо взял грудь, вначале его рот вообще не видно.  По мере сосания, когда грудь смягчилась и малыш расслабился, можно увидеть угол прикладывания.  Когда же маленький ребёнок только взял грудь, мне было видно только щёку, вдавленный в грудь подбородок и слегка, если вообще, прикасающийся к груди носик.

5. Глубокое прикладывание (120°-150°)

Щекотать-не щекотать?  Как помочь ребёнку открыть рот. Я по-прежнему учила мам пощекотать губы малыша соском, хотя никаких чётких рекомендаций у меня не было.  Я сама была не уверена, как и где именно надо дотрагиваться до губ, чтобы ребёнок открыл рот.  Верхнюю губу?  Нижнюю?  Обе губы? От носа к губам?  У меня не было ответов на эти вопросы, но все источники информации по кормлению сходились во мнении, что соски и губы точно связаны и задействованы в начале кормления.  А потом, в один прекрасный день, я помогала маме найти причину боли при кормлении.  Боль не была связана с прикладыванием, но в ходе нашей консультации я предложила ей помочь приложить ребёнка к груди, чтобы понять, что я делаю по-другому. Мама заметила, что то, что я объясняю ей на словах, не соответствует моим действиям во время прикладывания.  «Вы советуете щекотать губы соском, но когда прикладываете ребёнка к моей груди, сосок находится совсем не там, где рот!»

Потрясающее открытие!  Оказывается, у меня не получалось объяснить, что и как именно щекотать, по очень простой причине – во время прикладывания щекотание губ мне было не нужно.  Этот случай подтолкнул меня ещё раз тщательно проанализировать технику захвата груди.  Во время прикладывания сосок чаще всего направлен к носу, а не в рот.  Когда ребенок тянется к соску, чтобы захватить его сперва нижней челюстью, рот открывается сам по себе. Изредка, когда какой-то упрямый малыш совсем не хотел открыть рот, я проводила по губам той частью груди, которая находилась ближе всего.  Сосок был вообще ни при чём.  Более того, самая близкая ко рту часть груди использовалась как своего рода рычаг, который не дает рту закрыться, пока я помогаю засунуть сосок в рот.  Это похоже на то, как вы стараетесь втиснуть книгу на и без того забитую полку.  Сначала вы протискиваете уголок книги, чтобы «застолбить» место, а только потом впихиваете ее между другими книгами.  Оказывается, такой же механизм работает и при захвате груди.

Итак, спустя 15 лет после рождения моего второго сына я поняла, почему он совсем не понимал, что же я подсовываю ему, когда я возила соском ему по губам.  Ребёнок хотел закинуть голову и дотянуться до груди сам.  Подрастая, дети любили тыкаться носом в грудь, в сосок, перед тем как присосаться.  И ни разу ни один малыш не «подходил» к захвату груди сверху.  Всегда-всегда в любом возрасте дети предпочитали захватить грудь, «подобравшись к ней снизу».

Если у вас есть вязаная грудь, попробуйте взять её в рот, держа ниже рта, а потом над верхней губой. Разница очень заметна! Я стала показывать матерям картинки из книги Ньюмена The Ultimate Breastfeeding Book of Answers, в которой головки детей слегка закинуты назад, и между носом и грудью оказывается довольно большое расстояние, когда мамы прикладывают детей, приближая сосок к носику.

Метод Сью Кокс.  Прошло еще немного времени, и я наткнулась на гениальную технику прикладывания к груди, описанную тасманским (Австралия) консультантом по лактации Сью Кокс.

«Представьте грудь как часовой циферблат.  12 сверху, 6 снизу. Когда во время кормления мама держит ребёнка на боку, она сжимает грудь, надавливая большим и указательным пальцами в позициях 3 и 9 часов.  Палец, который оказывается со стороны нижней челюсти малыша, находится на значительном расстоянии от соска». Если палец, который расположен со стороны верхней челюсти, находится близко к соску, это не страшно. Даже наоборот, Кокс предлагает класть палец у основания соска, параллельно губам ребенка. Когда мать жмёт этим пальцем на основание соска, сосок слегка отклоняется от рта ребёнка, при этом положение груди совсем не меняется.  В такой позиции мама подаёт «большой кусок груди» на выдвинутую вперёд нижнюю челюсть ребёнка.  Мама как будто дразнит ребёнка до тех пор, пока он не откроет пошире рот, а потом быстрым движением руки «пришлёпывает» малыша на грудь.  Ничего страшного, если ребёнок присосался не только на грудь, но и на палец, который был рядом с соском.  Его легко вытащить, не испортив захват, по ходу дела вывернув верхнюю губу наружу, если нужно.

Метод Ребекки Гловер. Еще один консультант по лактации из Австралии, Ребекка Гловер, наглядно описывает, почему щекотание губ или передней поверхности рта – неэффективный способ помочь ребёнку открыть рот.  Наклоните голову вниз и откройте широко рот.  Рот открывается, но не очень широко.  Обратите внимание, что при этом язык во рту поджимается назад и вверх.  А теперь откиньте голову назад.  Откройте рот.  А-а-а-а-а-а…  С запрокинутой головой рот открывается свободно и очень широко, а язык ложится на дно рта, как и нужно для сосания груди.

Если ребёнку нужно наклонить голову вниз, чтобы дотянуться до груди, у него не получится широко открыть рот, а язык будет мешать захватить грудь поглубже.   Оказывается, мой бедный сын расстроенно вертел головкой, потому что не понимал, почему сосок находится прямо у его губ, и потому что не мог как следует открыть рот и приспособить язык так, чтобы он не мешал взять грудь.  Консультант по лактации и лидер ЛЛЛ Катрин Ватсон Дженна советует направить сосок в район подносового желобка, чтобы у ребёнка получилось откинуть голову и опустить язык в правильную исходную позицию для сосания.

«Устойчивое положение в пространстве».  По сегодняшний день специалисты находят все новые и новые кусочки головоломки о правильном прикладывании.  Некоторые из них до боли простые и очевидные, наверное, поэтому мы и не замечаем их дольше всего.  Что вы делаете, когда малыш плачет?  Берёте его на руки, прижимаете к плечу, похлопываете по спине, заговариваете. Малыш успокаивается, отчасти от «устойчивого положения в пространстве»: вы обеспечили ему полное чувство безопасности.

Если дать всей передней части тела ребёнка точку опоры или поддержки, из хаотично размахивающего руками и ногам набора рефлексов ребёнок превращается в дееспособное существо с организованными и координированными движениями.  Положите малыша на живот – сила тяжести дает ему прочную точку опоры.  Даже однодневный ребенок может приподнять голову в этом устойчивом положении.  Маме кладет голенького малыша себе на голую кожу (уход «кенгуру», контакт кожа-к-коже), и опять, сила тяжести крепко прижимает малыша у вам.  В первые минуты после рождения малыш ползет с живота на грудь матери – это настоящее чудо!  Но помимо волшебства безопасность устойчивого положения в пространстве дает малышуПоза от колик возможность сосредоточиться.  Прижмите малыша у плечу, и снова, давление плеча и руки дают тот же самый результат.  Положите его на руку, вдоль предплечья, животом вниз в т.н. позу от колик (см.фото справа, голову можно повернуть и в сторону локтя). Предплечье стабилизирует ребенка.  Если по какой-то причине ребенок не берет грудь, и во время прикладывания тело малыша отделяется от матери, он поджимает ножки, а значит отдаляется и от груди, прижмите малыша к себе покрепче.  Это поможет малышу успокоиться и заново сконцентировать внимание на груди.

Еще одно объяснение в копилку хитростей почему у детей не получается сосать лежа на спине: в этом положении у детей попросту нет ощущения устойчивости и безопасности. Крепко прижатый к груди или руке ребенок может не беспокоиться о неустройчивости мира вокруг, а вместо этого спокойно сосредоточиться на поисках обеда.

Кожный контакт.  Кристина Смилли, врач-консультант по лактации.  Она заметила, что раздетый голодный ребенок, которого мать прижимает к оголенному плечу, начинает целенаправленно искать грудь. Этот трюк работает даже с детьми, которые вообще отказывались брать груди или не знали с какой стороны к ней подступиться.  Однажды я помогала приложить малыша, который очень неохотно брал грудь.  Мама прижала раздетого ребенка к голой коже, начала поглаживать и ворковать, и вдруг…ребенок съехал ровно в сторону груди!

Работает ли этот метод всегда?  Конечно же, нет, хотя кожный контакт всегда способствует прикладыванию к груди, поощряет малыша помочь вам научиться прикладывать его к груди.  Разгадан ли последний секрет успешного прикладывания?  Упаси Боже, нет!  Кристина Смилли сравнивает процесс обучения кормлению с тем, как мы учимся ездить на велосипеде.  И кормление грудью, и велосипедная езда относятся к разряду умений и навыков, к которым надо приналовчиться всем телом.  Практика, а не чтение советов как надо или не надо кормить – залог успеха.  Пробуйте, экспериментируйте, кормите!

С каждым годом у нас накапливается все больше и больше новой информации о рефлексах и механике кормления.  Нужно ли всем знать эти тонкости для того, что кормить?  Конечно же, нет.  «Правильное прикладывание» означает не больше и не меньше, чем приятное кормление, когда маме не больно кормить, а ребенок высасывает молоко.  Все вышеописанные теории, методы и аналогии могут пригодится тогда, когда кормление не ладится.

В заключение. Мой путь начался с предписаний как надо и не надо прикладывать к груди.  В дороге я поняла, что прикладывание и захват зависят от положения головы, рта и всего тела ребенка.  Позже пришло осознание, что кормление это беседа между матерью и ребенком, а я всего лишь переводчик, если нужна моя помощь. Мое путешествие не окончено.  Я заново ищу себя и готова к новым открытиям.  Я знаю как кормить ребенка, но я всего лишь в начале пути как помочь кормить другой женщине.

Дайен Вессинджер – Лидер Ла Лече Лиги с 1985 года, консультант по лактации с 1990.  В 1992 году Вессинджер открыла свою частную практику как консультант по лактации.  Автор живет с мужем в г. Итака, штат Нью-Йорк.  У нее двое взрослых сыновей.  У Вессинджер ушло четыре года на аккредитацию,  но она невероятно рада, что стала лидером ЛЛЛ.  Автор выражает особую благодарность Норме Риттер за помощь в написании статьи. 

Автор: Дайен Виссингер MS, IBCLC
Ithaca NY USA
From: LEAVEN, Vol. 40 No. 1, February-March 2004, pp. 3-6.
Перевод и редакция Наталии Гербеда-Вильсон

Редакция 2018 года: Мария Сорокина
Фото Инны Дарда

Примечание

Кэтлин Ауэрбах много лет была редактором журнала для консультантов по грудному вскармливанию The Journal of Human Lactation, а также выпусков Breastfeeding Abstracts (Ла Лече Лига).

Библиография

Auerbach, K.G. Central New York Breastfeeding Coalition conference, 1995.
Breastfeeding Your Baby: Positioning, Chele Marmet, 15 min., Medela, 1986, video cassette.
Delivery Self-Attachment, Lennart Righard, 6 min., Geddes Productions, 1995, video cassette.
Follow Me Mum: The Key to Successful Breastfeeding, Rebecca Glover, 20 min., Tapestry Films, 2000, video cassette.
Frantz, K. Managing nipple problems. La Leche League International Reprint #11. 1982.
Genna, Catherine Watson, 2003. Personal communication.
Hoover, K. Visual assessment of the baby’s wide open mouth. J Hum Lact 1996; 12(1): 9.
Minchin, M. Breastfeeding Matters. St. Kilda, Australia: Alma Publications, 1998.
Mother & Baby…Getting It Right, Sue Cox, 20 min., Australian Breastfeeding Association, 1996 video cassette.
Newman, J. & Pitman, T. The Ultimate Breastfeeding Book of Answers. Roseville, CA: Prima Publishing, 2000.
Renfrew, M. et al. Bestfeeding: Getting Breastfeeding Right for You. Berkeley, CA: Celestial Arts, 2000.
Smillie, Christina, 2003. Personal communication.
Wiessinger, D. A breastfeeding teaching tool using a sandwich analogy for latch-on. J Hum Lact 1998; 14(1): 51-56.