Роды. Начало грудного вскармливания.

Кормление в ответ на признаки готовности к сосанию. Мудрость и наука.

Lisa Marasco, BA, IBCLC, Santa Maria, California
Jan Barger, MA, RC, IBCLC, Wheaton, Illinois

Перевод Наталии Гербеда-Вильсон

из Breastfeeding Abstracts, May 1999, Volume 18, Number 4, pp. 28-29

Всем известно, что грудные дети растут и развиваются лучше всего, когда им дают сосать грудь по потребности.  Тем не менее, некоторые матери все еще ошибочно думают, что «груди нужно дать наполниться» между кормлениями, чтобы ребенку хватало молока.  В популярной литературе для родителей до сих пор рекомендуют придерживаться режима кормлений с 3-4-часовыми перерывами, даже для новорожденных.  Небольшому числу матерей и детей удается сохранить кормление при кормлении по режиму, однако, у большинства пар мать-дитя кормление по часам приводит к уменьшению количества молока и недостаточному набору веса у ребенка.  Последние исследования механизма регулирования выработки молока молочной железой проясняют, почему детей нужно кормить тогда, когда они подают сигналы готовности к кормлению, и какова роль аппетита ребенка в регуляции выработки молока у матери.

До недавнего времени ученые концентрировали внимание на всплеске пролактина в ответ на сосание как возможное объяснение процессов, которые отвечают за синтез молока. Однако исследования не выявили последовательной связи между уровнем пролактина в плазме и выработкой молока у матери.  Тогда австралийские ученые под началом Питера Хартманна решили подойти к проблеме с другой стороны.  При помощи видео- и комьютерного оборудования Хартманн сделал топографические карты лактирующих грудей до и после кормления, чтобы замерять изменения в объеме груди.4

Точность техники измерения накопительной вместимости груди и выработки молока была оценена в ±5 процентов.  На основании полученных данных, Хартманн пришел к выводу, что скорость синтеза молока между кормлениями меняется в зависимости от степени наполненности груди.  А именно, чем больше переполнена грудь, тем медленнее вырабатывается молоко, и наоборот, чем меньше молока в груди, тем быстрее оно вырабатывается.

В ходе исследования Хартманн также опеределил разницу между максимальной накопительной вместимостью груди у разных женщин.  У женщин, которые приняли участие в исследовании, разница вместимости груди доходила до минимум 300 процентов.  Было замечено, что женщины с большей вместимостью груди кормят с более долгими перерывами, в то время как женщины с меньшей вместимостью груди кормят чаще. Надо отметить, что внешний размер груди не был надежным показателем количества молока и вместимости груди, и что у всех женщин вырабатывалось достаточно молока за сутки. Отличие между женщинами состояло лишь в количестве молока в груди в одно кормление.

Высокий уровень пролактина критичен для начала лактации.  По мере снижения уровня пролактина, эндокринный контроль лактации замещается автокринным.5, 6 Тем не менее, успешная долгосрочная лактация зависит от развития достаточного числа пролактиновых рецепторов во время эндокринного периода лактации.  Как оказывается, число пролактиновых рецепторов зависит от частоты кормлений: чем чаще кормления, тем больше развитие пролактиновых рецепторов.3,8

Мы обнаружили, что многие женщины успешно кормят детей по расписанию в первые месяцы после родов.  Но через 3-4 месяца после родов среди кормящих по расписанию наблюдается необычно высокий показатель нехватки молока.  Это видно по падению набора веса ниже допустимых норм среди детей, которых кормят по режиму, необходимости докорма и/или вынужденному прекращению кормления, потому что дети предпочитают быстрый напор молока из бутылки медленному напору молока из груди с меньшим объемом.

Исследования интервалов между кормлениями и уровнем жира в молоке дополняют картину, как аппетит младенца регулирует синтез молока посредством кормления по потребности.  Майкл Вулридж выдвинул гипотезу, что количество калорий, и особенно калорий из жиров, которые ребенок получает с грудным молоком, регулирует аппетит младенца и  чувство насыщенности.  Считается, что если после кормления ребенок беспокоится, это значит, что у матери не хватает молока.  В действительности же, ребенку может не хватать совсем небольшого количества калорий или жиров, но этот дефицит значителен для ребенка10.  Сторонники режимного кормления часто ограничивают продолжительность сосания груди, тем самым ограничивая потребление калорий/жиров в конце кормления.

Сторонники режимного кормления думают, что более продолжительные промежутки между кормлениями позволяют ребенку проголодаться как следует, а значит более активно сосать грудь и получить более жирное молоко в конце кормления.  Однако, Вулридж показал, что уровень жира в грудном молоке перед кормлением обратно пропорционален промежутку между кормлениями.  Концентрацию жира в молоке можно увеличить более частыми кормлениями и увевличением количества молока, которое ребенок высасывает за кормление.  Когда частота и продолжительность кормлений ограничиваются режимом кормлений, это приводит к симптомам нехватки молока и недостаточности питания, а ребенок может недополучать необходимые жиры2,10.

Ребенок подает сигналы готовности к кормлению еще до того, как проснется.  Сначала ребенок начинает вертеться, крутиться или ерзать.  Сон ребенка становится беспокойным.  Если рука ребенка оказывается рядом с лицом, он поворачивается в сторону руки, тыкается, открывает рот или даже пытается сосать руку или любой предмет рядом со ртом.  Если пропустить первые признаки готовности к сосанию, ребенок начинает «попискивать» и немного волноваться.  В конце концов ребенок начинает сильно плакать, тем самым показывая, что его уже давно было пора покормить (выделено переводчиком).  При условии, что ребенок находится неподалеку, опытная кормящая мать легко распознает признаки готовности к сосанию и прикладывает ребенка к груди при проявлении первых, а не последних сигналов ребенка.  Ситуация с кормлением разыгрывается совсем по другому сценарию, если мать кормит ребенка по режиму и/или мать и ребенок спят в разных комнатах.7

У ребенка, которого оставили плакать даже на несколько минут, быстро нарушается координация движений, и поэтому ему труднее захватить и правильно сосать грудь.  Как следствие, ребенок высасывает меньше, чем ему необходимо.  Если эта ситуация повторяется раз за разом, у матери уменьшается количество молока.  Это один из примеров, как режим кормлений подавляет выработку молока у матери.

Некоторые сторонники кормления по режиму советуют давать ребенку искусственные заменители груди (пустышки, соски), чтобы не дать ребенку слишком сильно плакать, отсрочить кормление и/или предотвратить сосание груди для успокоения.  Введение искусственных заменителей груди сопряжено с риском.  Современные исследования показывают, что использование пустышек связано с уменьшением продолжительности грудного вскармливания.1  Еще одно исследование выявило, что матери, которые дают детям пустышки, больше контролируют поведение детей, связанное с сосанием и кормлением.  Это часто приводит к более краткой продолжительности кормления в целом.9

Совокупность эмпирических и теоретических данных поддерживает последние рекомендации Американской ассоциации педиатрии:11  детей, и в особенности  грудных детей, надо кормить в ответ на признаки готовности к сосанию.  Родители должны дать ребенку выработать свой собственный распорядок, а не насаждать придуманный ими режим кормлений.  Обычаи и приемы, которые подавляют младенческие сигналы о готовности сосать, приводят к низкому набору веса, ненабору веса, нехватке молока, вынужденному прекращению кормления, а возможно, и коликам, регрессии и депрессии у ребенка из-за того, что родители не отвечают на неистовые сигналы ребенка о насущных потребностях.  Множество факторов влияют на выработку молока у матери и количество молока, которое высасывает ребенок: частота кормлений в период установления лактации, накопительная вместимость груди матери, объем желудка ребенка, содержание жира в молоке и степень опустошения груди во время каждого данного кормления.  Исходя из всего этого, крайне не рекомендуется кормить грудного ребенка по режиму, если цель – успешное грудное вскармливание.

Лиза Мараско – Лидер Ла Лече Лиги, консультант по лактации в частной практике в г.Санта Мария, Калифорния. 

Джэн Барген – клинический инструктор и директор программы по обучению консульнтов по грудному вскармливанию.  Д.Баргер – консультант по лактации в педиатрической клинике в г. Витон, Иллинойс.  У нее также есть частная практика.  В прошлом Д.Баргер была президентом Международной ассоциации консультантов по лактации (International Lactation Consultant Association (ILCA).

Библиография

1. Barros, F. C., C. G. Victora et al. Use of pacifiers is associated with decrease of breastfeeding duration. Pediatrics 1995; 95:497-99.

2. DeCarvalho, M. D. et al. Effect of frequent breastfeeding on early milk production and infant weight gain. Pediatrics 1983; 72:307-11.

3. De Coopman, J. Breastfeeding after pituitary resection: Support for a theory of autocrine control of milk supply? J Hum Lact 1993; 9(1):35-40.

4. Daly, S. E., J. C. Kent, D. Q. Huynh et al. The determination of short-term breast volume changes and the rate of synthesis of human milk using computerized breast measurement. Experimental Physiol 1992; 77:79-87.

5. Daly, S. E. and P. Hartmann. Infant demand and milk supply. Part 1: Infant demand and milk production in lactating women. J Hum Lact 1995; 11(1):21-26.

6. Daly, S. E. and P. Hartmann. Infant demand and milk supply. Part 2: The short-term control of milk synthesis in lactating women. J Hum Lact 1995; 11(1):27-37.

7. Neifert, M. Early assessment of the breastfeeding infant. Contempory Pediatr 1996; October, 2-16.

8. Perry, H. M. and L. S. Jacobs. Rabbit mammary prolactin receptors. J Biologic Chem 1978; 253:1560.

9. Victora, C. G., D. P. Behague, F. C. Barros et al. Pacifier use and short breastfeeding duration: Cause, consequence or coincidence. Pediatrics 1997; 99(3):445-453.

10. Woolridge, M. Baby controlled breastfeeding: Biocultural implications. In Breastfeeding: Biocultural Perspectives, ed. P. Stuart Macadam and K. A. Dettwyler. New York: De Gruyter, 1995.

11. American Academy of Pediatrics Work Group on Breastfeeding. Breastfeeding and the use of human milk. Pediatrics 1997; 100:1035-39.