Роды. Начало грудного вскармливания.

Как понять, что пора кормить ребенка

Sue Iwinski
Prospect CT USA
Gwen Gotsch
Oak Park IL USA
Из: NEW BEGINNINGS, Vol. 20 No. 4, July-August 2003, p. 126

Перевод Ирины Слукиной
Редакция перевода Наталии Гербеда-Уилсон
Корректоры Дина Сабитова и Алия Васильченко

Режим кормлений, так же как и режим поцелуев, усложнит жизнь и вам, и ребенку. 
“Искусство грудного вскармливания” (2010)

“Как часто нужно кормить ребенка?” Над этим вопросом ломают голову почти все молодые родители в первые дни жизни малыша. Они еще не научились различать нюансы его поведения и сомневаются в своем умении за ним ухаживать. В зависимости от того, к кому они обращаются за советом или в какой книге ищут информацию, молодые мамы и папы получают разные ответы на этот, казалось бы, простой вопрос.

Некоторые источники советуют кормить строго в определенные часы, например, утверждают, что дети должны есть каждые четыре часа. Кормление по часам обещает родителям предсказуемость. Они чувствуют себя уверенно, поскольку следуют рекомендациям из надежных источников.  «У нас мало опыта с детьми, и нам важно все делать правильно»,- так один отец объяснил причину, почему его жена кормила ребенка грудью по режиму.

В других книгах рекомендуют “кормить по требованию”, “кормить по потребности” или “кормить в ответ на признаки готовности к сосанию”. (прим.редактора. Кормление по требованию – зачем столько терминов?)Сторонники кормления по требованию считают, что ребенка надо кормить тогда, когда он голоден. Это означает, что мать должна научиться распознавать особое поведение ребенка, когда он хочет сосать. Ребенок как бы посылает матери сигналы, что он уже хочет сосать грудь – у малыша дрожат веки во сне, можно заметить быстрое движение глазных яблок под веками, затем малыш начинает ворочаться, ёрзать, он ищет грудь, начинает попискивать, и, если его не покормить, начинает громко плакать. Кому-то распознавание признаков готовности к сосанию дается легче, кому-то сложнее.  Это умение зависит от предыдущего опыта общения с детьми, уверенности в себе и того, насколько ясно ребенок умеет показывать своим поведением, что он хочет сосать, и как живо он откликается на действия матери. Некоторым родителям понадобится от нескольких дней до нескольких недель, прежде чем они научатся понимать поведение и нужды своего ребенка.

Какой из подходов к кормлению лучше? Какой из подходов лучше для грудного вскармливания? Почему родители выбирают один или другой путь?  Действия родителей зависят от культуры, индивидуальных предпочтений и ценностей. Если оторваться от влияния культуры и посмотреть на процесс грудного вскармливания, биологию женщины и ребенка, то окажется, что кормление по абстрактному режиму очень часто не работает: дети плачут, женщины нервничают, а молоко заканчивается.

Биологические факты

В индустриальных культурах взрослые люди часто не имеют ни малейшего понятия, как на самом деле ведут себя дети, хотя у всех есть иллюзорные представления о том, как дети должны себя вести. Взрослые не осознают, что ребенок приходит в этот мир с такими же биологическими потребностями в еде, защите, ласке и внимании, как и дети тысячи лет назад, на всем протяжении человеческой истории. Человечество выжило и процветает потому, что матери шли навстречу потребностям своих детей, отвечая на их сигналы и поведение, в частности, на признаки готовности к сосанию.

Кормление грудью – норма для матери и ребенка.  Наукой доказано, что кормление из бутылки смесью  не заменит эмоционально и физиологически процесс грудного вскармливания, а ни одна из искусственных молочных смесей не заменит питательные вещества и иммунные факторы грудного молока, которые защищают ребенка от болезней.  Научные исследования успешного грудного вскармливания показали, что, с точки зрения биологии, и матерям, и детям подходит кормление не по режиму, а именно с учетом поведения ребенка.

Вместимость желудка младенца небольшая, и грудное молоко переваривается быстро. Сами по себе эти два этих физиологических факта подтверждают, что новорожденный будет спокойнее, если он часто сосет, а не прикладывается всего лишь каждые три или четыре часа по режиму. В первые два или три дня после родов у матери вырабатывается небольшое количество молозива – легко усваиваемой, богатой белком жидкости, которая содержит иммунные тела и подготавливает пищеварительную систему младенца к более значительному количеству пищи. В нашей копилке доказательств появился еще один биологический факт, который подтверждает, что новорожденным нужно сосать часто и высасывать небольшие порции молока. И, конечно же, совсем не случайно частые прикладывания к груди гарантируют малышу достаточно ласки, ощущение того, что его не бросили, т.е. чувство безопасности, тактильного контакта и общения с мамой.

Но и это еще не все. Частые кормления в первые дни жизни помогают новорожденному научиться сосать относительно мягкую грудь, чтобы потом, когда молока станет больше, малыш уже уверенно умел брать грудь.  Для мамы частые прикладывания в первые дни после родов означают достаточное и стабильное количество молока в последующие месяцы.  И немаловажно, что женщины, которые подолгу держат детей на руках, быстро учатся распознавать, что нужно их малышам.

Исследования показали, что здоровые доношенные младенцы замечательно регулируют  потребление молока, если им дают грудь тогда, когда матери распознают поведение, которое свидетельствует о желании сосать грудь.  Количество молока у матери в таких случаях точно соответствует потребностям младенца. Вне зависимости от размера груди матери и веса ребенка, у мамы, которая кормит ребенка соразмерено его аппетиту, есть ровно столько молока, сколько нужно малышу. Младенцы сосут, когда голодны, затем сосут все медленнее до тех пор, пока не перестают сосать, когда наелись.  Некоторые дети сосут помалу и часто, другие сосут дольше и реже.  В обоих случаях можно быть уверенным, что здоровый ребенок сам отрегулирует, сколько именно молока он высасывает, и, следовательно, подгонит выработку молока у мамы так, чтобы ему всегда хватало.

Недавно группа австралийских ученых провела исследования, которые наглядно показали взаимосвязь между аппетитом ребенка и количеством  молока у матери.  Очень часто эту взаимосвязь описывают как систему “спрос-предложение”. Согласно этим исследованиям, молоко вырабатывается в груди медленнее или быстрее, в зависимости от того, насколько она полная или пустая.  Полная грудь вырабатывает молоко медленнее, пустая – быстрее. Это означает, что тогда, когда ребенок максимально опустошил грудь, молоко вырабатывается  быстрее всего. Если ребенок высасывает не все молоко из груди, молока становится меньше. Аппетит младенца контролирует количество молока у матери. Следовательно, если всегда давать младенцу грудь, когда он хочет сосать, ребенок сам будет регулировать выработку молока. Если ребенок голоден и опустошает грудь, молоко будет вырабатываться быстрее. Если ребенок сыт и не ест несколько часов – медленнее.

Из этого следует, что на вопрос “Как часто нужно кормить ребенка?” не может быть единого ответа. Кормление строго по расписанию нарушит сложную систему взаимодействия потребностей младенца в сосании и еде с маминой способностью произвести достаточно молока.  Например, если ребенок хочет сосать, но ему не дают грудь, поскольку по режиму еще не подошло время кормления, грудь переполняется, и выработка молока замедляется. Если это случается из раза в раз, количество молока у мамы не будет соответствовать потребностям ребенка. Некоторые сторонники режимного подхода считают, что нужно подождать, пока грудь “наполнится”, прежде чем кормить ребенка, и что ребенок не наестся, если пососет относительно пустую грудь.  Однако исследования о скорости выработки молока не оставляют сомнений, что в ответ на сосание ребенка в пустой груди молоко появляется быстрее и что такое молоко отличается высоким содержанием жира.

Изменение содержания жира в грудном молоке – еще один важный фактор, который влияет на взаимосвязь между ощущением сытости у ребенка, количеством молока, которое высасывает ребенок, и количеством молока, которое вырабатывается у матери.  Количество жира в грудном молоке увеличивается по мере того, как опустошается грудь. Не очень голодный младенец высасывает небольшое количество молока с низким содержанием жира. Голодный младенец высасывает больше молока с высоким содержанием жира, и чем дольше он сосет, тем жирнее молоко.  Более жирное молоко дает ребенку чувство сытости в конце кормления. Если младенцу дают сосать одну грудь лишь несколько минут, а затем произвольно меняют грудь, он сосет только полную грудь в обоих случаях, а значит наполняет желудок большим количеством молока с низким содержанием жира и недополучает “сливки”, которые дали бы ему почувствовать себя сытым и удовлетворенным.

Примечание американского редактора. Обратите внимание, что в статье  речь идет  о здоровых детях, которые хорошо сосут и опорожняют грудь, высасывают достаточно молока и хорошо набирают в весе. Дети, которые плохо сосут и не опорожняют грудь, не всегда могут задавать ритм выработки молока и высасывать достаточно молока для роста и развития. Если новорожденный слишком много спит, его нужно будить и прикладывать к груди чаще.

Ученые также определили, что содержание жира в молоке матери снижается, если время между кормлениями увеличивается. Другими словами, чем чаще кормления, тем выше содержание жира в молоке. Младенец, которому дают грудь спустя 30-40 минут после того времени, как он опустошил грудь, высосет более жирное молоко, чем если бы его приложили к груди, которую он сосал два-три часа назад.

Примечание американского редактора.  Не стоит бросаться придумывать новые правила для кормления грудью на основании этой статьи.  Не нужно думать о том, какая грудь полная, а какая пустая, сколько в груди молока или сколько в молоке жира.  Смотрите на ребенка, давайте ему грудь, когда он показывает своим поведением, что хочет сосать, и все будет в порядке.  

Грудные дети меняют свой личный “режим” сосания в зависимости от различных обстоятельств: голодны ли они, или им жарко и хочется пить, или они чем-то расстроены и их нужно пожалеть.  Бывают периоды, когда дети очень быстро растут (прим.редактора. “Скачки роста”, которые обычно бывают в примерно 3-6 недель, 3, 6, 9 месяцев), а значит, очень часто сосут грудь и, таким образом, увеличивают количество маминого молока, чтобы удовлетворить возрастающие потребности для дальнейшего роста (молока было достаточно и становится еще больше!). Когда дети едят все больше взрослой еды, прикорма, они реже сосут грудь, и молока становится меньше.  Отлаженная система великолепно работает благодаря естественному поведению: мать приспосабливается к ребенку, а ребенок – к матери.  Строгий режим кормлений ломает эту стройную систему.  Природа устроила так, что младенцы сами решают, когда им сосать грудь.

Культурные причины

Чтобы разобраться в поведении ребенка, нужно приложить усилия и потратить какое-то время на приобретение новых навыков. Гораздо легче посмотреть на часы или послушать “авторитетное мнение” о том, когда и как часто надо кормить малыша.  Если родители не уверены, что у них получится понять, когда ребенок “подсказывает” им, что пришло время дать грудь, они могут решить, что кормить по режиму намного легче.  Некоторые родители уверены, что кормление по режиму полезно для ребенка –  они сами живут по четкому расписанию и рассчитывают, что детский режим гарантирует им стабильную и предсказуемую жизнь, к которой они так привыкли.  Существует также мнение, что насажденный родителями режим поможет воспитать послушного ребенка.

Молодые родители часто полагаются на мнение других людей (бабушек, врачей, “авторитетной книги”, подруг) о том, как правильно ухаживать за ребенком. Когда авторитетный в глазах матери человек утверждает, что, если придерживаться режима кормлений, ребенок будет крепче и дольше спать и что у нее “накопится” молоко для кормлений, вероятнее всего, женщина попробует кормить по часам..

Однако причины, по которым родители решают кормить по режиму, могут быть глубже, чем просто личные предпочтения.  Если в культуре родителей принято контролировать поведение детей, родители с большей вероятностью будут кормить в строго определенные часы.  Если в обществе не принято обращать внимание на потребности ребенка, родителей будут осуждать, если они они отвечают на каждое изменение поведения ребенка.. Если вокруг принято вскармливать детей заменителями грудного молока из бутылки, то поведение, характерное для младенцев на искусственном вскармливании (в частности, продолжительные промежутки между кормлениями), может стать нормой,  и родители грудного младенца будут стараться продлить время между кормлениями и избегать частого прикладывания к груди.  Молодые родители скорее подчинятся культурным предписаниям, чем прислушаются к собственному родительскому инстинкту.

Сложности кормления по часам

Кормление грудных младенцев согласно строгому расписанию и ограничение продолжительности сосания часто не проходит бесследно ни для родителей, ни для ребенка. Большинство детей плачет и требует есть “слишком быстро” и не по расписанию. Но вам может попасться “хороший” ребенок, который выдерживает кормление по часам, однако в результате такой малыш может плохо набирать вес.  Когда родители смотрят на часы,  решая, что ребенку пора дать грудь, и не учитывают желание желание ребенка сосать, рост малыша и приток молока у мамы оказываются под угрозой.   Если ребенок плохо набирает вес, это можно ошибочно списать на “немолочность” матери, неспособность вырабатывать достаточно молока.  И если знать, что молока может быть мало из-за того, что женщина попросту редко кормит, мнимую “немолочность” легко исправить частыми прикладываниями. А вот если поверить во врожденную, семейную, генетическую “немолочность”, которую так часто безосновательно приписывают женщинам, кормящим по часам, то легко согласиться с тем, что исправить беду уже не в нашей власти. В таком случае, женщины часто опускают руки и бросают кормить, чтобы не морить ребенка голодом.

Большинство младенцев сильно возмущаются и протестуют, если их мало кормят и они голодны.  Если родители упорствуют и кормят ребенка через строго положенные промежутки, малыш редко будет спокоен, удовлетворен и доволен жизнью.  Когда ребенок отчаянно требует (попросту громко плачет), чтобы родители удовлетворили его нормальные и  здоровые потребности,  родители нервничают и не знают, что делать.  Противостояние между родителями, которые пытаются подогнать потребности ребенка под абстрактное расписание, и ребенком, который сражается за то, чтобы получить все необходимое для выживания, роста и развития, изматывает и родителей, и детей.  В бессмысленной борьбе страдает эмоциональное и физическое состояние ребенка, подрываются доверительные отношения между родителем и малышом.

Родители вечно недовольного между кормлениями малыша невольно начинают думать, что он несносен, “труден” или даже нездоров, испорчен и избалован. Окружающие уверены, что родители нерасторопны и нерадивы, потому что не могут совладать со своим ребенком.  В сложившейся ситуации родители уже не способны доверять собственным ощущениям, правильно ли они реагируют на поведение ребенка. Естественная, инстинктивная реакция – сделать все возможное для того, чтобы их любимый беспомощный ребенок успокоился. Чаще всего, стоит только взять ребенка на руки и дать ему грудь, как он затихает.  Но какая же мама рискнет взять ребенка на руки лишний раз, если ее напугали, что подобное “попустительство” в воспитании испортит ребенка на всю жизнь?!

Подобный конфликт между тем, что большинство родителей хотят и порываются сделать для спокойствия и счастья малыша, и тем, в чем их пытаются убедить “авторитетные” советчики, приводит к ситуации, когда родители не верят самим себе и искусственно подавляют естественную реакцию на беспокойное поведение малыша.  Внутреннее чувство неуверенности родителей приводит к скованности в общении с ребенком, и дети немедленно это чувствуют. Родители не только не доверяют своим чувствам, но также в некоторой мере отрицают способность ребенка к выражению своих переживаний и чувств.  И поскольку дети познают мир через призму взрослого, у малыша может пропасть доверие к самому себе.

Чуткое отношение к поведению ребенка – так и должно быть 

Когда мама понимает поведение новорожденного и замечает  сигналы готовности к сосанию (смотрите таблицу на странице 129 [ниже]), она легко предупреждает все его основные биологические потребности.  У мамы, которая быстро и последовательно отвечает на изменение поведения ребенка, малышу не нужно плакать, чтобы на него обратили внимание.  В результате, ребенок доверяет миру вокруг и растет здоровым, спокойным и благодушным .  Чем спокойнее малыш, тем увереннее родители, потому что у них получается жить в мире и согласии с ребенком. Когда малыш не плачет, родителям приятно быть вместе с ним.

Как маме научиться определять – когда предложить грудь, а когда что-то другое? Для простоты считайте: если ребенку что-то нужно – ему нужна мама и грудь.  Иногда детям нужна грудь потому что они хотят есть, иногда потому что им беспокойно, а иногда потому что хочется пообщаться.  Грудное вскармливание удовлетворяет все эти потребности ребенка, поэтому молодым родителям не нужно стараться определить, что именно нужно ребенку в данную минуту.  Со временем родители научатся различать нюансы поведения ребенка.  С опытом приходит понимание, как ребенок ведет себя, когда голоден, скучает, перевозбудился или устал; когда нужно предложить грудь, а когда найти другой способ успокоить малыша.

Наблюдение за поведением ребенка и распознавание сигналов готовности к сосанию окупается сторицей и с подросшим ребенком.  Родители, которые признают, что их ребенок – самостоятельная личность, обладающая уникальными, значимыми потребностями, будут продолжать уважать эти потребности и в будущем. Они смогу понять изменяющиеся потребности ребенка и будут уверены, что смогут справиться с каждым новым возрастом и этапом развития ребенка, их будут радовать богатые и многогранные отношения со своим малышом.

Доверять своему ребенку и себе  –  важное умение, которому учатся c первых минут родительства. Если мама замечает, что ребенок хочет сосать, и дает ему грудь, она на всю последующую жизнь закладывает фундамент диалога, двустороннего общения с ребенком.  И умение слушать занимает в общении самое важное место.

Признаки готовности к сосанию у новорожденного

  • У ребенка заметно быстрое движение глаз под веками и дрожание закрытых век.
  • У ребенка напрягаются мышцы, например, он сжимает кулаки и сгибает руки в локтях.
  • Ребенок  вертится, крутится и выгибает спину.
  • Ребенок издает разные звуки (очень часто эти звуки ошибочно принимают за “просто разговор”, хотя ребенок определенно“сообщает”, что хочет сосать).
  • Ребенок тянет руки ко рту (даже если глаза закрыты, может сосать свою руку).
  • Если рука ребенка оказывается рядом с лицом, он поворачивается в сторону руки, тыкается, открывает рот или даже пытается сосать руку или любой предмет, который оказался рядом со ртом.

Примечание американского редактора: Плач – поздний признак готовности к сосанию, который обычно указывает на то, что родители не смогли вовремя заметить, что ребенку пора дать грудь.  Когда ребенок уже расплакался, его будет трудно приложить к груди.
Родители учатся определять признаки готовности кормления у своего ребенка методом проб и ошибок. Смотрите на своего ребенка! Не надо ориентироваться на общие списки (включая и тот, что приведен выше).

Дополнительная информация

  • Младенцы очень быстро растут. Дети на грудном вскармливании обычно удваивают свой вес к четырем – шести месяцам и утраивают его к году. Неудивительно, что ребенку надо часто сосать грудь!
  • При рождении размер мозга ребенка  составляет 25 процентов от размера мозга взрослого. Человеческий детеныш дозревает вне утробы, и его выживание полностью зависит от взрослых особей. Если младенца забрать у матери (или у того, кто о нем заботится), он моментально протестует и тем самым гарантирует себе необходимый уход и защиту.  Частые прикладывания удовлетворяют потребность ребенка в близком контакте и помогают ребенку оставаться в благодушном настроении.
  • Кормление по часам проигрывает прикладываниям в ответ на поведение ребенка, которое показывает, что ребенок хочет сосать. Ребенок, которого кормят по часам, хуже набирает вес, недополучает необходимое количество молока для роста и развития, страдает повышенным уровнем билирубина в крови, и его чаще докармливают смесью.  Редкие прикладывания к груди приводят к нагрубанию молочных желез, повышают вероятность появления трещин сосков, а также возобновления менструального цикла и овуляций, а значит и более быстрого наступления следующей беременности.
  • Хотите узнать больше? Загляните в раздел “Частота кормлений”

Библиография
American Academy of Pediatrics Policy Statement on Breastfeeding and the Use of Human Milk (RE9729). Pediatrics 1997 Dec; 100(6):1035-1039.
Biancuzzo, M. Breastfeeding the Newborn, Clinical Strategies of Nurses. St. Louis, MO: Mosby, 2003.
Cregan, M. and Hartmann, E. Computerized breast measurement from conception to weaning: Clinical implications. J Hum Lact 1999; 15(2):89-96.
Daly, S.E. and Hartmann, P. Infant demand and milk supply. Part 1: Infant demand and milk production in lactating women. J Hum Lact 1995; 11(1):21-26.
Daly, S.E. and Hartmann, P. Infant demand and milk supply. Part 2: The short-term control of milk synthesis in lactating women. J Hum Lact 1995; 11(1):27-37.
Mohrbacher, N. and Stock, J. The Breastfeeding Answer Book. Schaumburg, IL: La Leche League International, 2003.
La La Leche League International. Common Breastfeeding Myths. Schaumburg, IL: La Leche League International, l998.
Marasco, L. and Barger, J. Cue feeding: Wisdom and science. Breastfeeding Abstracts 1999; 18(4):27-28.
McKenna, J. Natural History of Breast Feeding: An Evolutionary and Developmental Perspective. SUNY@Stonybrook School of Nursing Breastfeeding Conference, May 11, 2001.
Woolridge, M. Baby controlled breastfeeding: Biocultural implications. In Breastfeeding: Biocultural Perspectives. New York: De Gruyter, 1995.

Подарок всем русским мамам – перевод памятки о признаках готовности к сосанию из самого свежего издания легендарной книги “Женское искусство. Грудное вскармливание” (2010). Загрузить и распечатать

Поведение готовности к сосанию

  • Малыш сначала едва заметно дает понять, что хочет сосать грудь. Глаза быстро двигаются под веками, веки дрожат, прежде чем ребенок их приоткроет. Малыш подносит руки к лицу, приоткрывает рот.
  • Затем появляются более очевидные признаки – ребенок ищет грудь, похныкивает и пищит.
  • Если вы заметили это поведение на данном этапе, ребенок возьмет грудь осторожно и легко.
  • По мере нарастания голода или расстройства малыша, напрягается все его тело и рот. Он начинает дышать быстрее или плакать.
  • Когда ребенок уже заплакал, ему труднее взять грудь. Плач – поздний признак голода или того, что ребенок хочет сосать. Прежде чем давать ребенку грудь, успокойте его.
  • Ребенка легко приложить к груди, когда он “просит” грудь, и намного труднее, когда он ее “требует”.
  • Не ждите, пока в груди накопится молоко. Если грудь полная, выработка молока в ней уже замедлилась.
  • Даже если ребенок не просит, вы можете дать ему пососать грудь в любое удобное для вас время.