Почему обязательно нужно, чтобы школьники и подростки видели кормление грудью

Ирина Абрамсон

Редакция Ольги Сапожниковой и Наталии Гербеда-Вилсон
январь 2012 года

Подруга задала мне вопрос о том, разумно ли матери кормить грудью младшего ребенка при двенадцатилетнем старшем. Я долго думала об этом, и вот мои размышления на эту тему.
Когда мы прячем или наоборот показываем кормление грудью двенадцатилетнему школьнику, мы сообщаем ему неявно* очень много информации. В частности, это:

  • информация об уходе за младенцами и маленькими детьми
  • информация о статусе матерей в обществе
  • информация о роли и значимости женской груди

Экскурс в мое подсознательное

Мне повезло — в четырехлетнем возрасте я видела, как моя мама кормила мою младшую сестру, и я поняла, что, во-первых, детей кормят грудью, а во-вторых — у женщин грудь для того, чтобы кормить детей. После пяти лет я больше не видела кормление грудью ни разу, и к переходному возрасту успешно об этом забыла.

Можно считать, что до того, как у меня родился ребенок, я “видела” только одну кормящую женщину. Когда мне было 24-25 лет, мы ездили на лыжный курорт на неделю, и в нашей компании была женщина ненамного старше меня, которая кормила грудью. Почему я поставила слово “видела” в кавычки? Потому что я знала, что она кормит, но кормящей я её никогда не видела. Несколько раз в день она смущенно уходила прятаться в полумраке спальни с наглухо закрытыми шторами, потому что было «нужно покормить ребенка». Вид у неё был такой, как будто ей приходится говорить вслух, что ей нужно поменять тампон.
После этого материнство, по крайней мере материнство с маленькими детьми, в моем сознании ассоциировалось с каким-то очень стыдным физиологическим состоянием. Как будто речь о менструации — очень стыдно, обязательно скрывать, не дай бог, кто-то догадается, зачем я иду в туалет, что у меня в кармане, ужас-ужас!!!

К тому времени я уже давно привыкла оценивать свою грудь с точки зрения сексапильности. Как моя грудь выглядит в футболке? А в свитере? А в этом лифчике? А в том? Она слишком большая? Она слишком маленькая? На неё кто-то пялится? Этот человек представляет для меня опасность? Бывало что, наверно, и представлял. Бывало, что и хватали без разрешения, причем при обстоятельствах, когда я не могла громко возмущаться или двинуть ногой в пах и не выглядеть при этом некультурно.

Какую неявную информацию получает подросток про кормление и уход за младенцами в нашей культуре?
Скорее всего,  подросток в нашей культуре никогда не видит кормление младенца грудью в повседневной жизни. Он не видит кормление детей грудью по телевизору, не видит его на фотографиях в журналах,  не видит на рекламных щитах и на боках проезжающих мимо автобусов. Зато подросток видит очень много изображений младенца с бутылкой в руках или с пустышкой во рту. Практически в каждой ситуации, когда нужно проиллюстрировать понятие «младенец», художник прибегает к образу бутылки с соской или пустышки. Детские книжки пестрят изображениями детей и зверушек с бутылками. Поздравительные открытки, воздушные шарики и детская одежда украшены бутылками и пустышками. В игрушечном отделе куклы крепко сжимают в руках бутылки. Ребенка с бутылкой помещают на обложки книг, посвященных уходу за младенцем, даже если книга называется «грудное вскармливание».

Дети с бутылками появляются даже в рекламе товаров, не связанных с детьми, например, коврового покрытия. И даже в интернетной рассылке «Natural News» (Новости о естественном) под заголовком о чем-то мега-круто-естественном, относящемся к здоровью матерей и детей — мать кормит ребенка из бутылки.

Бутылки заполонили все информационное пространство. Это больше, чем мем (единица передачи культурной информации, распространяемая от одного человека к другому посредством имитации, научения и др.) Ребенок с бутылкой — это монолитный образ.

Учитывая всю смысловую нагрузку посланий, посвященных кормлению детей, которыми нас радостно окружили,  хотите ли вы доверить обществу формирование представления о грудном вскармливании у своих детей, которые в скором будут отвечать за здоровье ваших внуков?

Кормить грудью при двенадцатилетнем школьнике или школьнице жизненно важно, чтобы хоть где-нибудь в этом океане разнообразной неявной информации, в который по самые уши погружены школьники, им встретился образ нормального кормления маленького ребенка. Вопрос кормления грудью поздно и бесполезно поднимать явно первый раз в жизни  в кабинете у гинеколога на 4м месяце беременности.

Какую неявную информацию получает подросток о статусе матерей в нашей культуре?
Молодая мать с маленьким ребенком в нашем обществе — пария. А парии, как известно, обитают изолированно от общества, в резервациях. Нет, конечно же, мы видим множество молодых женщин на улице центра на высоких каблуках, с деловыми сумками, за рулем автомобиля по дороге на работу — и нет сомнения, что у многих из этих женщин в яслях остался ребенок.

Однако эти женщины не выступают в роли матери в общественном пространстве, на публике. Матерями они становятся в личном пространстве, в своем доме или на детской площадке (в резервации). В общественной сфере женщине с ребенком чаще всего не место. Ей не место в ресторане, где кормление грудью или детская возня может потревожить настоящих людей. Ей не место в музее или в магазине, где её вежливо и заботливо подхватят под руку и отведут из общего зала в «очень удобную комнату», где она может на протяжении двадцати минут или полутора часов с удовольствием сидеть и смотреть в стенку, пока ребенок сосет грудь. Её не видно в тех местах, где люди собираются, чтобы отдохнуть или поработать, — потому что она им мешает.

Какое скрытое послание получает подросток? Он замечает, что женщины, родившие детей исчезают, исключаются из общества. Их можно увидеть где-то вдалеке, за высоким забором парка, как в сафари. Но туда, где собираются люди, их никто не приглашает. Это неудобно — они растолкают людей своей коляской, их младенец потревожит окружающих своих плачем, смутит общество намеком на какую-то оголенность и физиологичность. Материнство неудобно и стыдно. Материнство — это там, где тебя никто не видит. Точно так же, как прокладки меняют в туалете. Ни для кого не секрет, что прокладки существуют. Все видели рекламу крылышек по телевизору и хихикали об этом в кулачок в детстве, но когда это происходит с тобой — необходимо прятаться и делать так, чтобы никто не стал свидетелем твоего позора.

Двенадцатилетнему школьнику и школьнице жизненно необходимо видеть матерей с маленькими детьми, которые участвуют в общественной жизни, для того, чтобы знать, что это — не позор, который нужно прятать от чужих взоров на детской площадке или в глубине двора, а нормальная часть жизни. Довольно продолжительная, если в семье несколько детей, и местами прекрасная.

Какую неявную информацию о роли и значении женской груди получает подросток в нашей культуре?

Так или иначе, но двенадцатилетний школьник и школьница в наше время довольно часто видят женскую грудь в разных воплощениях. Те, у кого родители образованные, видят античные скульптуры и картины в музее. Те, кто смотрит телевизор и видит рекламу в журналах и на рекламных щитах в городе, видят женскую грудь в глубоком декольте, в прозрачной облипающей мокрой футболке, обнаженную и прикрытую body paint (роспись по телу, боди-арт), полуобнаженную, выглядывающую из-под символических купальников и распахнутых блузок. Те, кто умеет взламывать родительский код от кабеля (или что там у нас нынче вместо кабеля), могут даже пялиться сколько душе угодно, как проводятся пластические операции по увеличению груди. Те, кто читает журналы, посвященные моде и красоте, видят грудь, затянутую в разнообразие лифчиков, кофт, блузок, платьев и свитеров, с такого ракурса и сякого — и всегда с одной-единственной целью: узнать, как сделать так, чтобы твоя недостойная грудь стала хоть немного похожей на грудь этих правильных женщин.

При всем этом разнообразии культурное значение женской груди во всех доступных подростку контекстах единственное — грудь существует для того, чтобы вызывать у кого-то сексуальное влечение. Грудь даже не должна быть эрогенной зоной для самой женщины — приятные ощущения, связанные с прикосновениями к груди с точки зрения самой женщины, никогда не озвучиваются. Мы видим женскую грудь и слышим о ней только с точки зрения тех, кто получает удовольствие от её созерцания и от прикосновения к ней.

Подсознательно  подросток в нашей культуре знает, что женская грудь принадлежит кому угодно, но только не женщине, частью тела которой она является. В нашей культуре женская грудь не несет никакой пользы и не выполняет никакой другой функции, кроме возбуждения чьего-то сексуального влечения.

Двенадцатилетнему школьнику и школьнице, обязательно видеть женскую грудь, которая принадлежит самой женщине. Им нужно видеть, какую роль грудь играет в жизни матери маленького ребенка. Им необходимо понимать, что кормление грудью — это не нелепое прижимание невинного младенца к чужой сексуальной игрушке, а естественная часть жизни женщины в своем собственном теле.

____

*Неявная передача информации в обществе подразумевает, что человек должен впитывать просто из наблюдения за общей культурой в противовес намеренному заучиванию наизусть из учебника. Кристофер Александр (Christopher Alexander) в одной из своих книг пишет о том, что в культуру встроены именно неявные (скрытые, подсознательные) способы передачи информации от поколения к поколению.

Неявная культура поощряет людей, не знакомых с этой культурой, вести себя так, как принято в ней.  Так называемые агенты культуры воздействуют на объекты в данной среде, передавая новичкам информацию о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации.  Когда новички начинают себя вести так, как принято в данном обществе, происходит передача определенного знания. Таким образом новички приобретают знания наблюдая за людьми или предметами в культуре.

Birukou, A., Blanzieri, E., Giorgini, P. Implicit culture as a tool for social navigation. Доступ http://www.sis.pitt.edu/~paws/SNC_BAT06/crc/birukou.pdf

В статье использованы иллюстрации

Гурина И. Сонная сказка. Художник Фаттахова Н. Издательство «Фламинго», 2009. Остер Г. Приключения Пифа. Художник Сутеев В.  Издательство «Росмэн», 1999.
Барто А. Я расту. Художник Галдяев В. Издательство «Дом», 1995.
Барто А. Машенька.
Жукова Н.С. Букварь. Художники Трубицин В. и Трубицина Ю. Издательство «Эксмо», 2009. Барто А. Я расту. Издательство «Дом», Москва, 1995.
Чуковский К. Доктор Айболит. Художник Сутеев, В.
Линдгрен А. Малыш и Карлсон. Художник Савченко А.
Доценко В.А, Батырев М.И. Грудное вскармливание. Издательство «Нева», 2004.
Открытка студии «Арт и Дизайн»
Одежда Merrimentdesign
Кукла Middleton
Веб-сайт Natural News
Вывеска комнаты для кормления Architectural Symbols and Signs Ltd.
Венера Милосская из Википедии
Группа ВИА Гра
Реклама бюстгальтера Wonderbra

А так же

Ла Лече Лига. Искусство грудного вскармливания. Эксмо, 2012 год.
Ross, ME. Mama’s Milk. Illustrator Ashley Wolff.
Georgia Brizuela. www.gregariouspeach.com(с любезного разрешения)
Sears, W., Sears, M., Kelly, CW. Eath Healthy, Feel Great. Illustrator Renee Andriani. Little, Brown and Company, 2002.
Вальдорфская кукла www.waldorfdolls.com
Кампания «Грудное вскармливания» Министерства здравоохранения Новой Зеландии
Кампания «Кормление грудью в общественных местах» Marin Breastfeeding Coalition (Калифорния, США)

Почему обязательно нужно, чтобы школьники и подростки видели кормление грудью